Главная Новости УФНС России по Хабаровскому краю разъясняет отдельные вопросы, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога организациями и физическими лицами – владельцами большегрузных автомобилей

УФНС России по Хабаровскому краю разъясняет отдельные вопросы, связанные с исчислением и уплатой транспортного налога организациями и физическими лицами – владельцами большегрузных автомобилей

В связи с принятием  Федерального закона от 03.07.2016 № № 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в налоговые органы поступает много вопросов о порядке его применения в части налогообложения транспортных средств большой мощности.

Напомним, что транспортным налогом в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ облагаются, в том числе, автомобили, автобусы, а плательщиками налога согласно ст. 357 НК РФ признаются юридические и физические лица, на которых зарегистрированы вышеназванные транспортные средства.

Кроме транспортного налога, с 15.11.2015 года на владельцев большегрузных автомобилей возложена дополнительная обязанность вносить в бюджет плату с владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения указанными транспортными средствами (плата в систему «Платон»), установленную в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".

В ст. 31.1. названного закона в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог установлены особые условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. При этом принципиальное значение для применения положений этой статьи в отношении транспортных средств имеет указание значения разрешенной максимальной массы (в кг) в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства), а также величина этого значения - более чем 12000 кг. При этом, если транспортное средство движется с прицепом (полуприцепом), то разрешенная максимальная масса должна определяться путем сложения показателей о разрешенной максимальной массе, указанных в названных документах, всех транспортных средств, движущихся вместе.

Надо учитывать и назначение транспортного средства, т.е. использование его в определенных целях, поскольку законодатель в указанной норме, несмотря на показатель разрешенной максимальной массы транспортного средства, исключил из них автомобили, предназначенные для перевозки людей, для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, для осуществления перевозки вооружения и военной техники (специальные транспортные средства).

Как компромиссный вариант в целях снижения уровня финансовой нагрузки на владельцев большегрузов, Федеральным законом № 249-ФЗ в НК РФ внесен ряд изменений.

Глава 28 НК РФ дополнена ст. 361.1, которая устанавливает налоговые льготы по транспортному налогу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по зарегистрированному на них большегрузному транспорту.

Кроме того, в п. 2 ст. 362 НК РФ, уточнен порядок расчета налоговой базы для владельцев большегрузов. Начиная с 2016 года сумму транспортного налога за налоговый период (календарный год) можно уменьшить на перечисленную за этот год плату за вред автодорогам. А если сумма платы превысит сумму налога, то платить налог за год не придется.

Законодательно закреплена возможность учесть в составе расходов по налогу на прибыль и упрощенной системы налогообложения сумму платы в размере, превышающем сумму транспортного налога, исчисленную в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Для этого внесены изменения в ст. ст. 270, 346.5 и 346.16 НК РФ.

Физическим лицам для получения налоговой льготы следует представить в выбранную ими налоговую инспекцию заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на льготу.

Причем воспользоваться льготой в отношении большегрузного автотранспорта физические лица могут уже с 01.01.2015 (ст. 361.1 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Закона № 249-ФЗ). Т.е. при расчете транспортного налога за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 физические лица – индивидуальные предприниматели могут уменьшить исчисленную сумму налога на величину платы в систему «Платон», уплаченную в 2015 году.

Юридические лица могут применить льготу с 01.01.2016 (п. 2 ст. 362 НК РФ, ч. 2 ст. 2 Закона № 249-ФЗ). И, соответственно, при расчете налога за 2016 год по сроку уплаты 01.02.2017 смогут  учесть суммы платы в систему «Платон» и авансовых платежей, уплаченные в 2016 году.

Обращаем внимание, что уменьшение транспортного налога к уплате на сумму произведенных платежей в системе  "Платон" можно производить только по конкретному грузовику, на сумму налога за другие автомобили данные платежи не влияют.

Также не может воспользоваться данной льготой лизингодатель, который не имеет права уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату "Платону", если плату за большегрузный автомобиль внес в бюджет лизингополучатель (Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940).

Кроме того, если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, юридические лица исчисляют, но не вносят авансовые платежи по транспортному  налогу за "большегрузы" (п. 2 ст. 363 НК РФ). Причем правило введено в действие также "задним" числом - с 01.01.2016.

В целях реализации этой нормы в Закон Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (далее – Закон № 308) внесены соответствующие изменения. В частности, Законом Хабаровского края от 28.09.2016 № 205 «О внесении изменений в закон Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» и Закон Хабаровского края «О бюджетном процессе в Хабаровском крае» абзац первый части второй ст.8 Закона № 308 дополнен предложением «Авансовые платежи по налогу не уплачиваются в случаях, установленных главой 28 части второй Налогового кодекса».

Сведения из реестра системы "Платон" должны представляться в налоговые органы ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Таким образом,  при проведении камеральной проверке годовой декларации налоговый орган сможет проверить, обоснован налоговый вычет по транспортному налогу или нет. Если организация уменьшила транспортный налог на плату "Платону", а в этой системе ее грузовик не зарегистрирован, проверкой будет выявлено занижение суммы налога.

06.12.2016, 895 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00