Главная Публикации Экономика Социальный аспект Мэрия: работа в штатном режиме

Мэрия: работа в штатном режиме

Казалось бы, совсем недавно отгремели фанфары по случаю 155-летия краевой столицы, подведены плодотворные итоги, но ведь работа городской администрации на этом не заканчивается – впереди уже множество новых целей, которых нужно достичь. О текущей деятельности и основных задачах, стоящих перед мэрией на ближайшую перспективу, рассказал вице-мэр г. Хабаровска Валерий Лебеда.

Валерий Федорович, неоднократно присутствуя на обсуждениях бюджета города, каждый раз делаю вывод, что бюджет Хабаровска был и является социально-ориентированным. Причем присутствует стойкая тенденция к увеличению социальных обязательств муниципалитета. За счет чего удается финансировать массу социальных программ и инициатив, особенно учитывая тот факт, что из собираемых городом налогов в хабаровской казне остается всего 9%? И какова в целом методика наполнения муниципального бюджета?

– Действительно, почти 9 млрд 640 млн рублей, или 64% от общего объема расходов бюджета города в 2012 году составило финансирование задач социальной направленности: образование – 36%, жилищно-коммунальное хозяйство – 25%, здравоохранение – 9,2%, культура, социальная политика и спорт – 8,8%, общегосударственные вопросы – 10%.

По методике наполнения городской казны: из всех собранных на территории города Хабаровска налогов в городе по итогам 2012 года оставалось 9,5%, или 5,3 млрд рублей. Удельный вес межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов бюджета города составил 50%, в 2012 году произошел значительный рост их объема – более чем в два раза, что во многом обусловлено увеличением субсидирования по ФЦП «Экономическое развитие ДВ и Забайкалья до 2013 года».

По итогам исполнения бюджета за первый квартал 2013 года мы уточнили параметры бюджета на 571 млн рублей за счет дополнительно поступивших доходов. Это позволило нам повысить заработную плату работникам бюджетной сферы, а также направить дополнительные средства на строительство трех детских садов.

Насколько мне известно, вся деятельность администрации г. Хабаровска строится на основе программно-целевого подхода. В чем его преимущества, насколько результативно его применение в развитии значимых сфер города?

– Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического, инновационного развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

Этот метод позволяет успешно разрабатывать и реализовывать как сложные многоаспектные программы развития и совершенствования деятельности, так и ведомственные целевые программы.

Становление эффективной программно-целевой методологии в управлении муниципальной экономикой города стало одной из основных составляющих территориального социально-экономического развития.

По наставлению мэра города А.Н. Соколова Хабаровск первым среди муниципальных образований Дальневосточного федерального округа разработал Положение о порядке формирования и реализации долгосрочных целевых программ, а также нормативную правовую базу по разработке целевых ведомственных программ. Таким образом, в практику работы администрации вошла целенаправленная деятельность по достижению конкретных измеряемых результатов развития всех сфер городского хозяйства посредством программно-целевого метода с обязательной оценкой эффективности реализации.

В настоящее время практически по всем направлениям социально-экономического развития города разработаны и воплощаются в жизнь более 50 программ различной отраслевой направленности, в том числе 6 программ, обеспечивающих поддержку и развитие городской экономики; 19 программ по обеспечению стабильного развития отраслей городского хозяйства; 2 программы строительства жилья; 2 программы в области здравоохранения; 6 программ в области образования; 16 программ по развитию физической культуры и спорта, культуры, молодежной политики, социальной работы с населением; программа по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры города. Их реализация позволяет обеспечивать динамичное развитие отраслей городского хозяйства и социальной сферы.

Реальным рычагом достижения высоких конечных результатов развития экономики города служит организация перехода на осуществление бюджетного планирования по программному принципу как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов.

Отдельно хотелось бы задать вопрос о развитии муниципально-частного партнерства.

– Развитие муниципальных образований, а также реализация отдельных целевых программ всегда требуют привлечения инвестиций. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, они обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Муниципальная власть объективно заинтересована в привлечении на свою территорию инвестиций. В свою очередь, именно на муниципальном уровне может быть обеспечена адресная и эффективная помощь предпринимателям, в т.ч. только начинающим реализацию бизнес-проектов.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года упрочение институтов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства определяется в качестве стратегического направления. В настоящее время в городе Хабаровске используются различные формы взаимодействия бизнеса и власти как на среднесрочной, так и на долгосрочной основе: совместное участие в реализации инвестиционных проектов и программ развития; долевое участие частного капитала и муниципалитета; концессионные соглашения и т.д.

Яркими примерами муниципально-частного партнерства стали: открытие в 2013 году киноразвлекательного центра «Хабаровск», создание парка «Северный», ввод в эксплуатацию завода строительной керамики производительной мощностью 30 млн шт. облицовочного кирпича в год, ввод в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса «Южный парк» в 2012 году.

Широкое применение механизма муниципально-частного партнерства распространено в сфере переработки бытовых отходов, что позволило обеспечить устойчивую работу предприятий по переработке резинотехнических, ртутьсодержащих отходов и отходов полимерных материалов.

Мы с удовлетворением отмечаем, что последние годы в городе наблюдается увеличение рождаемости. В связи с этим все более актуальны для администрации Хабаровска вопросы развития сети дошкольных учреждений. И один из путей их решения – муниципально-частное партнерство. Как пример можно назвать создание в городе 12 частных детских садов, к 11 из которых применяются меры экономического стимулирования деятельности: снижены плата за арендуемые помещения и налог на землю.

Необходимо отметить, что нами принимаются активные меры по повышению инвестиционного привлекательности краевого центра, направленные на всестороннюю поддержку любой инвестиционной инициативы. Особое место среди данных мер занимает утвержденная в 2012 году долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа «Город Хабаровск» на период до 2015 года», реализация которой позволит существенно расширить формы и способы организационной и финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

В Хабаровске запущен механизм реализации концессионных соглашений, в настоящее время в концессию субъектам малого и среднего предпринимательства передано три объекта муниципальной собственности (здание школы по пер. Братскому, 4, бассейн СШ № 27 по ул. Воровского, 24б, площади под кафе в Городском дворце культуры). Этот механизм взаимодействия позволяет привлечь средства частных инвесторов в объекты муниципальной собственности.

В целом развитие муниципально-частного партнерства вселяет оптимизм, поскольку такое взаимодействие означает, что у муниципалитета и местного сообщества нашлись общие интересы, а эффективное взаимодействие частного сектора и местной власти способствует формированию необходимого уровня комфортности, который так необходим жителями города.

Кстати, Хабаровск не поддался общим веяниям, как множество других муниципальных образований: не стал избавляться от МУПов, городского имущества и при этом смог сделать все это выгодным, работающим на благо города и его жителей. Как?

– С различной долей участия муниципального образования в уставном капитале в городе Хабаровске функционируют 32 предприятия. Администрация города определила новые подходы в управлении муниципальным имуществом, что позволило проводить политику реинвестирования средств. За прошедший период на реализацию общегородских инвестиционных программ привлечено от инвесторов более 3 млрд рублей.

Результатом этой работы для горожан стало открытие сети магазинов «Ветеран», ввод в эксплуатацию современных бизнес-центров, торговых и торгово-развлекательных комплексов, муниципальных социальных бань, реконструкция десятков социальных объектов. Новый облик приобрели привокзальная площадь, ул. Ленинградская, Амурский бульвар, парки отдыха, территория городских прудов, ставшие визитной карточкой города.

Администрация города выступила учредителем двух открытых акционерных обществ: «Центр инновационных технологий города Хабаровска» и «Управление инвестиционных программ города Хабаровска», в управление которых передано активное имущество для последующей сдачи в коммерческую аренду с целью финансирования общегородских инвестиционных программ.

В прошлом году Хабаровск завоевал пеовое место среди муниципальных образований Российской Федерации в Общероссийском конкурсе «За эффективную реализацию городских стратегий развития» за внедрение в управление городом «системы сбалансированных показателей». Расскажите, пожалуйста, поподробнее о мероприятиях, направленных на повышение эффективности работы сотрудников мэрии.

– Данная система внедрена с 1 сентября 2012 года как основной инструмент реализации Стратегического плана устойчивого развития Хабаровска до 2020 года и оценки результатов труда каждого муниципального служащего. На первом этапе утвержден перечень показателей для проведения оценки эффективности деятельности муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы администрации Хабаровска.

Показатели и задачи муниципального служащего формируются ежемесячно в виде плановой матрицы и утверждаются до начала планового месяца. В матрицу ежемесячно заносится ключевой показатель, который характеризует результаты деятельности муниципального служащего в зависимости от поставленных стратегических целей и функциональных обязанностей, и СМАРТ-задачи (не менее пяти), установленные с учетом критериев конкретности, измеримости, достижимости, значимости, сроков исполнения.

Помимо выполнения муниципальным служащим ключевых показателей и СМАРТ-задач учитываются исполнительская дисциплина и оценка вышестоящего руководителя, дифференцированные в зависимости от утвержденных весовых коэффициентов.

На втором этапе утвержден перечень показателей для проведения оценки эффективности деятельности муниципальных служащих, замещающих ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы администрации Хабаровска, и по аналогии с вышеописанной процедурой проводится оценка эффективности их деятельности.

Применение ССП на муниципальном уровне позволяет трансформировать индикативные показатели Стратегического плана в показатели текущих планов каждого отдельно взятого муниципального служащего, а также обеспечить обратную связь, учитывая интересы как хозяйственных субъектов, так и непосредственно жителей  Хабаровска, таким образом, позволяет повысить эффективность муниципального управления и, как следствие, качество услуг (в широком их понимании), предоставляемых самим органом местного самоуправления и муниципальными предприятиями, учреждениями населению города, предприятиям и вышестоящим органам власти.

Разумеется, представляя издание, основной тематикой которого является освещение вопросов развития бизнеса в нашем регионе, не могу не спросить о развитии предпринимательства в городе. Каковы основные задачи администрации, предпринимательского сообщества, на которых необходимо сконцентрировать усилия в ближайшей перспективе?

– В Хабаровске сформирован полноправный, устойчиво работающий предпринимательский сектор экономики, который обеспечивает до 40% общего оборота организаций города, 37% налоговых доходов бюджета города и занятость практически каждого третьего работника в экономике.

Одна из первостепенных задач – стимулировать развитие частной инициативы, поскольку для реализации стратегических целей города необходима надежная экономическая платформа. И речь идет не только о крупном бизнесе.

Свою работу по улучшению делового предпринимательского климата в городе мы строим по программно-целевому принципу, и в настоящее время на поддержку предпринимательства работают четыре городские программы с ежегодным финансированием в объеме 36 млн рублей, которые содержат более сотни направлений поддержки.

Внедрены новые формы содействия развитию предпринимательства – предоставление субсидий для компенсации процентной ставки по кредитам и расходов на участие в выставках-ярмарках, по оплате электроэнергии и на сертификацию продукции, возмещение затрат на создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, оказание услуг детского дошкольного образования.

Особый акцент в развитии малого бизнеса мы делаем на поддержку развития молодежного предпринимательства. При содействии администрации города на площадях Дальневосточного государственного университета путей сообщения работает Молодежный студенческий бизнес-инкубатор на 20 рабочих мест для реализации 10 наиболее интересных молодежных бизнес-проектов. С 2010 года проводится городской конкурс поддержки молодежных инициатив «Молодежный бизнес-проект». Призовой фонд конкурса – хорошее подспорье победителям в практической реализации проектов.

На развитие инновационного предпринимательства работает городская долгосрочная целевая программа развития инновационной деятельности.

Проведены конкурсы студенческих инновационных проектов, международная выставка инновационной продукции, семинары по инновационному бизнесу, Вторая венчурная ярмарка с презентацией инновационных проектов. Для поддержки инновационных проектов предусмотрены финансовые ресурсы на возмещение инновационных затрат, получение грантов, преференции по арендной плате за землю и муниципальное имущество.

Укреплению сотрудничества в области устранения административных барьеров способствуют соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с общественными организациями малого и среднего предпринимательства – «ОПОРОЙ России» и Дальневосточным объединением промышленников и предпринимателей.

Конечно, пока еще остаются проблемы, препятствующие эффективному развитию. Это и несовершенство нормативной базы, и административные барьеры, и недостаточность собственных оборотных средств, инвестиций и многое другое.

Наша важнейшая задача – улучшение делового предпринимательского климата в целях повышения роли малого и среднего бизнеса в экономической жизни города и формировании среднего класса. Для этого мы ставим перед собой цель обеспечить до 2018 года ежегодный прирост оборота продукции и услуг малых предприятий на 6%, прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 3,1%, в 3,6 раза сократить количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, и в 6 раз срок их прохождения.

Для достижения заданных ориентиров по совершенствованию делового и инвестиционного климата администрацией города утверждены Планы мероприятий развития инвестиционной деятельности и малого и среднего предпринимательства, определяющие комплекс муниципальных мер по повышению эффективности бизнеса и созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию города Хабаровска. Развитию предпринимательства в городе будут способствовать и налоговые преференции для дальневосточного предпринимательского сообщества.

Мы уверены, что качественное изменение отношения к бизнесу позволит нам в полной мере расширить спектр экономического и социального взаимодействия, реализовать наши планы по расширению пространства для деловой инициативы, а значит, обеспечить дальнейшее устойчивое развитие города Хабаровска.

25.07.2013, 5902 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00