Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Развитие общественного транспорта во многом зависит от состояния делового климата

Развитие общественного транспорта во многом зависит от состояния делового климата

Елена Шадуя – без преувеличения, ветеран отрасли пассажирских перевозок, она начала эту деятельность в далеком 2001-м и 2021-й год можно смело назвать юбилейным. Но настроение у предпринимателя далеко не праздничное.

О ситуации в отрасли, о сложностях, с которыми столкнулось автотранспортное предприятие, о путях решения - в беседе с Еленой Владимировной.

- Елена Владимировна, вы двадцать лет работаете в сфере пассажирских автобусных перевозок, что изменилось за эти годы? Проще ли или сложнее стало работать?

- В определенный момент сфера поменялась кардинально. И наиболее заметные перемены (думаю, коллеги по отрасли со мной согласятся) связаны с ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом», его положения начали действовать в 2015 году. Этот закон, по сути, переформатировал систему распределения маршрутов среди перевозчиков – она стала конкурсной, и это, я считаю большой плюс. И для бизнеса – он смог заходить на новые маршруты, и для пассажиров – ведь конкурсы стали стимулировать обновление автобусного парка и, в конечном счете, для города, края – ведь современный эргономичный транспорт занимает не последнее место в формировании комфортной городской среды, привлекательности территории для проживания.

Это о плюсах. Но есть и минусы. Чтобы было понятно, я немного объясню, как работает этот закон. Конкурс проводится не на всех маршрутах, а только на тех, где количество перевозчиков было более 3-х. На маршрутах, где ранее осуществляли перевозки три или меньше перевозчика, свидетельства этим перевозчикам выдаются без конкурса. Соответственно, никаких условий по обновлению парка машин это не предполагает. И мне видится, что это не совсем правильная ситуация. Работая в одной отрасли, одни предприятия платят немалые лизинговые платежи за новые автобусы, другие таких затрат не имеют. Ну а стоимость – стоимость проезда у всех практически идентичная, хоть мы и работаем по нерегулируемому тарифу и по закону имеем право поставить любую цену за проезд, все прекрасно понимают, что делать этого не будем, поскольку перевозка пассажиров – это социальная история, и здесь даже небольшое повышение цены будет иметь негативный резонанс, плюс мы ориентируемся на платежеспособность граждан, которые пользуются общественным транспортом, а она в массе своей невысока….

Какие я еще вижу сложности. Приведу совсем недавний пример из жизни нашего предприятия. В ноябре прошлого года мы участвовали в конкурсе, выиграли его. Там большой лот, несколько десятков машин.

Важно уточнить, что часть автобусов, которые там прописаны в требованиях – это штучный товар, который нельзя просто взять и купить, их нужно заказывать на заводе, поскольку их изготавливают на заказ.

В декабре мы сделали заказ, завод поставил его в план на январь, а в январе из-за пандемии завод 25 дней не работал. Но, несмотря на это, успеваем, в феврале машины сходят с конвейера. Далее – стоит задача переоборудовать их на газ. А с 1 февраля существенно изменились правила регистрации изменений в конструкцию автотранспортного средства (именно по газу). В результате лаборатории, которые этим занимаются, просто встали чуть ли не на месяц. Я нашла лабораторию в другом регионе, оборудование установили.

На момент показа автотехники комиссии, оборудование уже стояло. Единственная загвоздка – об этом не было регистрации в СОР (не хватило буквально недели). И в результате – отказ.

Закупка автобусов для этого лота обошлась в 51 млн руб. (без учета процентов).

Вот такая ситуация. С одной стороны, если подходить формально, чиновники правы, даже задержка на один день – нарушение. Но в жизни всегда есть место форс-мажору, даже если законодательно он не объявлялся. Например, полтора года назад никто и не мог представить, что возможна подобная пандемия и будут такие условия работы и такая неопределенность.

Мы, наверное, едва ли не единственное предприятие в городе, которое решилось на обновление парка в пандемию. 

Наверное, не совсем правильно, когда из-за подобной ситуации предприниматель, который вложил несколько десятков миллионов рублей в покупку новых машин, остается наедине с этими машинами и лизинговыми платежами. Если говорить о нашем предприятии, платежи по лизингу составляют порядка 2,5 млн в месяц.

Или другой пример. В прошлом году мы приобрели пять абсолютно новых машин 20-го года.  Это автобусы малого класса, в августе они вышли на 88-й маршрут.

Когда в октябре объявили новый конкурс, изменился класс – теперь на этом маршруте уже требовались машины 1 класса. То есть, с приобретенными машинами я уже не могу участвовать в конкурсе, поскольку они уже не нужны, но мы то ориентировались на прежние условия. Мне кажется, должна быть какая-то преемственность.

Когда речь идет об инвестициях в бизнес – нужно иметь возможность планировать хотя бы на несколько лет вперед. Когда периодически происходит заметное изменение правил – планирование становится бессмысленным. Примеры я вам привела. Возможно, в отраслях, которые не требуют серьезных инвестиций и затрат, резкое изменение правил игры не столь критично, предприниматель легко может перестроиться. У нас другая сфера, покупка даже одной единицы новой техники – это ощутимые затраты, а если этих единиц, например 10, 20? И при этом ведь никто не отменяет текущих расходов, нужно платить конкурентоспособную зарплату водителям, налоги, содержать автомобили в чистоте и исправном техническом состоянии и т.д.

Я по натуре созидатель, и мне всегда хотелось в своей сфере делать немного больше, чем должна.

Занавески, чехлы красивые пошить, форму специальную для сотрудников разработать, конкурс на лучший экипаж провести – вот что мне интересно, а не вести судебные тяжбы, которые высасывают энергию и лишают мотивации делать что-то дальше.

Я давно работаю в отрасли и уже просто жалко это все бросать. Иногда я думаю, насколько было бы проще вести бизнес, например, в сфере торговли. Но у меня нет навыка «купи-продай». Ну вот не умею. Также мне не хочется всерьез рассматривать идею взять и перенести свой бизнес в какой-то другой регион (хотя иной раз посещали и такие мысли), но порой опускаются руки.

- Неужели условия для бизнеса в этой сфере настолько неблагоприятные?

- Вы знаете, я хочу быть объективной. Я не могу сказать, что все плохо. Почему, у нас есть достойные примеры реальной поддержки предпринимателям, организации, которые действительно помогают. Например, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, низкий поклон его сотрудникам. У них действительно работающие инструменты помощи предпринимателям, привлекательные условия (особенно, в сравнении с некоторыми банковскими учреждениями) и само отношение к предпринимателю тоже радует.

Есть и отраслевики, которым тоже небезразличны проблемы отрасли.  Например, Дальневосточное управление государственного автодорожного надзора.

Что меня огорчает, это, наверное, формализм некоторых чиновников в нашей сфере. Т.е. бывают ситуации, что вроде если смотреть в соответствии с требованиями НПА, то вроде человек и прав. Проблема в том, что нет желания вникать, а почему возникла эта ситуация, нет гибкости.

А не все жизненные ситуации можно предусмотреть в законе, иной раз возможно имеет смысл вникнуть и решить вопрос в режиме ручного управления. Может быть для этого нужны какие-либо законодательные изменения, не знаю.

Вызывают вопросы деятельность некоторых «общественников». Иной раз складывается впечатление, что они просто лоббируют интересы определенных людей, а интересы пассажиров, территории их не волнуют.

Если говорить о конкурсе, мы подали в суд, посмотрим, как будет развиваться ситуация.

Я считаю, что общественный транспорт – это то, что на виду, его работа, внешний вид формируют мнение о городе, о степени его комфортности у жителей, у гостей краевой столицы. Достойный транспорт - это удобство, это транспортная доступность, безопасность пассажиров. Мы со своей стороны готовы участвовать в круглых столах, консультациях совместно с органами власти, возможно, некоторые проблемные вещи не лежат на поверхности и очевидны только тем, кто давно работает в отрасли. Но у меня есть стойкое убеждение, что однозначно нужно что-то менять.

В свое время мы выступили инициаторами создания общественной организации - Ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков» города Хабаровска. Мы готовы брать на себя общественную нагрузку, совместными усилиями делать отрасль и условия работы в ней лучше. Но для этого нужен более тесный диалог с властью, с муниципалитом. Положительный результат возможен только при наличии совместных усилий. Если вдуматься, это уже выходит за пределы рамок общественного транспорта. Ведь это формирует и мнение потенциальных инвесторов о деловом климате в городе, крае, которое тоже влияет на приход в регион инвестиций и, в конечном итоге, на социально-экономическое развитие города, края.

08.04.2021, 4947 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00