Главная Публикации Экономика Экономика Хабаровского края Использовать новые вызовы, как возможности для роста и структурных изменений

Использовать новые вызовы, как возможности для роста и структурных изменений

В 2020 году, благодаря просветительскому вкладу коронавируса, практически каждый узнал: экономика – это не только красивые показатели на федеральном уровне, но и гарантия рабочих мест и сохранения социальной инфраструктуры в регионе. Что делают сейчас в Правительстве Хабаровского края для повышения устойчивости экономического развития территории, мы поговорили с зампредом правительства края – министром экономического развития Виктором Калашниковым.

– Виктор Дмитриевич, интервью с вами в конце года – традиционное для «Профиля бизнеса». В этот раз повестка кардинально изменилась и мы находимся на месте тектонического сдвига в экономике?

– Не следует это трактовать как тектонический сдвиг. Но ситуация отличается повышенной неопределенностью. В зону турбулентности вошли многие страны и некоторый позитив после завершения первой волны сменился новым напряжением на очередном витке распространения коронавируса. В обществе, у отраслевого бизнеса вызывает тревогу то, что инфекция не угасает, и вдобавок накладываются традиционные сезонные заболевания: ОРВИ, грипп.

Мы вынуждены не только работать, но и жить в условиях различных ограничений с экономической и социальной точек зрения. Коронавирус – это проблема, которая создала и пока не снимает неопределенности, формируя отрицательные ожидания и повышенные риски. Я имею в виду ожидания, существенно влияющие на спрос, на расходы домохозяйств и на инвестиционные решения бизнеса. Также мы видим проблемой сокращение реальных доходов населения.

– Есть такое мнение – и, насколько мне известно, полпред Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев высказывал его на совещаниях, что экономика Дальнего Востока относительно легче переживет пандемию коронавируса, чем другие регионы. Насколько это верно для Хабаровского края? Что предпринимается?

– Я бы согласился с мнением Юрия Петровича. Структура нашей экономики помогает, она ориентирована прежде всего на производственный спрос. Но ситуация остается непростой. И если в начале введения ограничительных мер определяющей была философия «переждать лихие времена, поддержав бизнес», то сегодня очевидно, что «переждать» не получится. Мы приближаемся к новому финансовому году и особое внимание в 2021 году необходимо уделять реальному сектору экономики, вопросам доходов населения и поддержке наиболее пострадавших отраслей из сферы, прежде всего, малого бизнеса.

Именно поэтому по поручению врио губернатора Хабаровского края Михаила Владимировича Дегтярева, министерство, совместно с отраслевыми органами исполнительной власти, разрабатывает план первоочередных действий, направленных на восстановление докризисной динамики, поддержку доходов и занятости населения Хабаровского края в 2021 году.

План готовится не ради административной галочки. Руководство края подчеркивает: сама по себе ситуация не стабилизируется, нужны дополнительные меры.

Пакеты поддержки необходимо трансформировать. Если для предприятий в сфере пассажирского транспорта основным направлением поддержки может быть финансовая помощь, то для предприятий торговли, общественного питания будут важны налоговые и финансовые меры в части структурных решений, новых технологий оказания услуг. Это и финансовая помощь, и методическая – например, в вопросах создания сайтов и передача моделей сервисов – той же дистанционной торговли.

Это же касается сферы туризма, гостеприимства – сейчас необходимо трансформировать ее под развитие внутреннего туризма. Поддержка целесообразна с точки зрения создания дорожно-транспортной инфраструктуры, а также в реализации проектов восстановления и реконструкции туристических площадок – точек притяжения гостей нашего края, таких как село Казакевичево, петроглифы Сикачи-Аляна и другие.

Именно поэтому есть ряд важнейших поручений, касающихся подготовки налоговых мер для малого бизнеса, а также стимулирования инвестиционной активности: законодательные меры, связанные со снижением порогов инвестиций по масштабности проектов для предоставления земельных участков без торгов, с соглашениями о защите и поощрении капиталовложений – СЗПК, применением инвестиционных налоговых вычетов. В конце декабря предложения будут доложены Михаилу Дегтяреву.

– Как организован механизм координации работы по подготовке и дальнейшей реализации плана первоочередных действий?

– В Правительстве создана специальная межведомственная рабочая группа под руководством первого заместителя председателя Правительства края Марии Юрьевны Авиловой. В нее входят руководители органов исполнительной власти края, представители бизнес-объединений, профсоюзов, федеральных структур. Рабочая группа проводит заседания на еженедельной основе, они касаются вопросов стабилизации пострадавших отраслей, в целом реального сектора экономики, занятости населения.

– Как Правительство Хабаровского края может повлиять на зарплату и доходы?

– Непростой вопрос. Принципиально – нужно, чтобы работали предприятия, строились объекты.

Есть опробованный механизм заключения трехсторонних соглашений между Правительством края, профсоюзами и работодателями края об установлении в Хабаровском крае минимальной заработной платы. Вернемся к нему в рамках социального партнерства, начнем обсуждение этого вопроса на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Во-вторых, есть серьезный блок – бюджетная сфера. В ней также есть механизм влияния на заработную плату определенных категорий работников – врачей, медицинских работников, педагогов, работников культуры и так далее, всего 10 категорий. Мы говорим о соотношении средней заработной платы в привязке к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе.

– А можно поконкретнее?

– Для примера, по статистическим данным за 9 месяцев 2020 года, средняя заработная плата работников учреждений культуры края составила 46 383 рубля, а социальных работников – 45 173 рубля. Мы должны обеспечить не только сохранение этого уровня в 2021 году, но и увеличить его на 4%.

Третий блок связан с решением вопросов бедности. Конечно, это долгосрочная работа. Но базу мы закладываем сейчас. В 2021 году предстоит подготовить программу Хабаровского края «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума», срок действия которой рассчитан на период до 2030 года. Кратко мы ее называем – «Программа снижения бедности».

Инструментом регулирования доходов населения является минимальный размер оплаты труда. Предлагается установить его в размере 12 792 рубля. Реформа величины прожиточного минимума имеет большое значение. Это позволит повысить минимальные доходы работников, к величине прожиточного минимума привязаны социальные выплаты и пособия.

– Скажите, каково место в работе Правительства края в 2021 году у мероприятий, увязанных на национальные проекты, нацпрограмму развития Дальнего Востока?

– Это стратегические направления работы. В настоящее время идет большая работа по модернизации национальных и федеральных проектов. Она включает их пролонгацию до 2030 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

– В Хабаровском крае 52 региональных проекта, теперь их все нужно модернизировать?

– Да, нам необходимо и актуализировать действующие, и разработать новые проекты. В частности, мы направили свои предложения по участию в новом национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», разрабатываемом по поручению Президента РФ.

 Наша задача – зайти в новый финансовый год с «упакованными» соглашениями о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию мероприятий регпроектов.

Особое внимание сейчас также уделяется плану мероприятий по реализации первого этапа национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года. Правительство края направило свои предложения в проект плана мероприятий на ближайшие годы, разработанный Минвостокразвития России.

– Каковы механизмы, обеспечивающие жизнеспособность нацпрограммы, и какие результаты нас ждут?

– Основным механизмом реализации программы определены государственные программы РФ и национальные проекты – через включение в них специальных мероприятий под ускоренное развитие Дальнего Востока. Сложно, но важно – финансовые соглашения под нацпроекты и госпрограммы должны быть заключены до 1 января.

Что касается перечня мероприятий плана, важна практическая направленность и конкретные результаты для людей. На 2020 – 2024 годы запланированы строительство и реконструкция 23 организаций здравоохранения. Требуется создание и замена фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий для удаленных поселений. Приоритеты для районов – капремонт зданий медучреждений (31 в списке). Запланирована закупка восьми передвижных мобильных комплексов для увеличения числа выездов мобильных медицинских бригад в отдаленные районы, строительство и реконструкция семи дошкольных образовательных организаций.

Емкий блок мероприятий нацпрограммы в Хабаровском крае касается развития магистральной инфраструктуры: строительство и реконструкция региональных автодорог, в числе которых «Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын». Нужно завершить в 2021 году строительство автодороги «Обход города Хабаровска км 13 – км 42». В планах реконструкция морского пункта пропуска Ванино, запуск интернет-сервиса «Лесвосток», который будет предоставлять информацию о лесных ресурсах региона в цифровом режиме, обеспечивать проведение электронных аукционов на право аренды лесных участков на территории края.

Вместе с уже перечисленными направлениями особое внимание уделяется воспроизводству минерально-сырьевой базы, развитию судоремонта, созданию регулярного круизного сообщения на судах под российским флагом, поддержке экспорта.

– Каков прогноз на 2021 год, можно ли говорить о восстановлении экономики в следующем году?

– Если говорить о базовых агрегатных показателях, таких, как ВРП, индекс промышленного производства – мы считаем, восстановление произойдет. Но для Правительства Хабаровского края важен структурный рост экономики. Нужно, чтобы росли все отрасли.

Мы видим, что малый бизнес находится в сложных условиях. Помимо большой экономики, необходимо восстанавливать сектор малого бизнеса, который ведь тоже создает рабочие места, платит зарплату, обеспечивает налоговые поступления.

– При этом, не будем лукавить, в фундаменте региональной экономики – инфраструктурные проекты. На чем зиждемся, какие перспективы?

– Наличие опорных инфраструктурных и производственных проектов в инвестиционном портфеле региона, понимание бизнесом социальной ответственности (инвесторы готовы продолжать эти проекты) должны обеспечить устойчивость региональной экономики в кризисный период и ее дальнейший рост. Инвестиционная емкость крупных проектов с объемом финансирования более 5 миллиардов рублей в Хабаровском крае превышает 500 миллиардов. Сегодня в этом списке порядка 12 проектов в разных отраслях.

В числе крупнейших опорных точек на 2020–2021 годы инвестиционного портфеля Хабаровского края – строительство крупных ГОКов на месторождениях Малмыжское (золото-медно-порфировое), Чульбаткан (золоторудное) и Правоурмийское (оловорудное), строительство второй очереди Амурского гидрометаллургического комбината, строительство комплекса глубокой переработки нефти на ООО «РН – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», нового объекта – хабаровской ТЭЦ-4 и другие проекты.

Крупные инвестиционные проекты – это и запуск для целого ряда смежных отраслей уже в процессе строительства, и налоговые поступления, и занятость населения.

– В общем, задачи непростые, требующие координации различных сил и достижения договоренностей.

– Каждый год ставит перед нами непростые задачи. Самое главное здесь – командная работа и ориентация на изменения, на лучший результат.

Марина Кравченко

25.12.2020, 3283 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00