На волне импортозамещения

Об успехах импортозамещения, ходе реализации проекта «Наш выбор 27» рассказал Николай Крецу, председатель Комитета потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края.

- Николай Степанович, одним из показателей, по которым можно сделать выводы об экономической ситуации в регионе, является оборот розничной торговли. Какова его динамика показателя, как меняются предпочтения потребителей?

- Сегодня на территории края осуществляют деятельность свыше 7,5 тысяч предприятий розничной торговли.

На тысячу жителей у нас приходится 775 кв. м торговых площадей. С каждым годом этот показатель растет и уже намного превышает норматив по краю. Это говорит о том, что на территории региона поддерживается здоровая конкуренция, что приводит либо к сдерживанию цен, либо даже к их снижению.

За восемь месяцев населению края реализовано товаров на 194 млрд руб., это на 2% больше, чем годом ранее.

Предпочтения потребителей действительно меняются. Если в прошлом году жители тратили деньги, в первую очередь, на покупку социально-значимых товаров, то в этом году ситуация иная. Продуктов питания продано на 113 млрд руб. – это на 1% больше прошлого года. Но есть существенный рост в непродовольственном секторе, где продажи увеличились на 4% и составили 81 млрд руб. Растут продажи легковых автомобилей, компьютеров, аудио- и видеоаппаратуры, мобильных телефонов, лекарств, спортивного оборудования. Это главный показатель того, что покупательский спрос растет, у жителей края появилось больше возможностей тратить деньги не только на товары первой необходимости.

Кроме того, стабилизировалась стоимость потребительских товаров. В этом году рост цен был незначительным, самым низким за последние 10 лет.

Радует, что активно развиваются розничные сети. Среди субъектов Дальнего Востока Хабаровский край - на втором месте по развитию торговых сетей (после Камчатки). В общем обороте розничной торговли крупные компании занимают 24%.

         Еще одна форма торговли, набирающая популярность – Интернет- торговля. Доля таких покупок в общем обороте составляет порядка 2%, но объемы продаж через Сеть ежегодно растут.

Важное значение имеют социально ориентированные объекты торговли. За год их стало больше на треть. Это магазины, которые пользуются спросом у людей с небольшим доходом. Так, например, сеть «Ветеран» - держит приемлемые цены и получает скидку по аренде.

В крае активно развивается торговля сельскохозяйственной продукцией. В настоящее время действует 90 ярмарок – а это более пяти тысяч торговых мест, половину из которых занимают как раз сельхозпроизводители.

Во время массового сбора урожая организуются дополнительные сельскохозяйственные ярмарки в Хабаровском, Ванинском районах, районе им. Лазо, Верхнебуреинском и Охотском муниципальных образованиях.

В Хабаровске в 2016 году ярмарка «выходного дня» работала только на одной площадке – с мая по июль на территории института физкультуры, с июля по октябрь на территории прилегающей к ТЦ «ЭкоДом». Но в 2017 году была достигнута договоренность и ярмарки появились уже на трех площадках. На них предусмотрено 467 торговых мест, что в 2,7 раза больше, чем в 2016 году. При этом важно отметить, что более чем половина торговых мест предоставляется на безвозмездной основе.

- А как продвигается реализация проекта «Наш выбор 27»?      

- Проект стартовал в декабре 2016 года. Основная его цель - расширение представленности пищевой продукции краевых производителей в торговых сетях, увеличение товарооборота, повышение конкурентоспособности и формирование положительной репутации продукции, произведенной в Хабаровском крае.

В рамках этого проекта торговые сети взяли на себя обязательства активнее работать с местными производителями, увеличивать представленность продукции на полках, предоставлять так называемые «золотые полки», брендировать пространство логотипом «Наш выбор 27», применять индивидуальный подход при ценообразовании, оказывать консультативную поддержку в оформлении необходимых документов и т.д.

Производители, в свою очередь, взяли на себя обязательства по улучшению качества производимой продукции, индивидуальному подходу при формировании отпускных цен, оперативному изготовлению упаковки с логотипом «Наш выбор 27».

Сегодня уже более 100 предприятий из 10 муниципальных районов края участвуют в проекте, и заявки продолжают поступать.

Большая часть участников проекта – это предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, курируемые комитетом (72 предприятия), а также предприятия рыбохозяйственного комплекса, предприятия по производству сельскохозяйственной продукции; компании, осуществляющие производство непищевой продукции (лесопереработка, производство строительных материалов, полиграфической продукции), а также оказывающие услуги в сфере связи.

После прошедшей 24-25 июня выставки-ярмарки «Наш выбор 27» большой интерес к проекту проявили не только производители непродовольственной группы товаров, но и компании оказывающие услуги, а также средства массовой информации. Таким образом, проект разделился на три основных блока:

- пищевая продукция;

- непродовольственные товары;

- услуги.

Комитетом проводится работа по дальнейшему расширению перечня и распространения права на использование логотипа на продукцию и услуги общественного питания. Появляется все больший интерес от крестьянских (фермерских) хозяйств.

В торговых залах можно отметить большое количество продукции с логотипом на упаковке – это продукция компаний «Мясное дело», «Мостовик плюс», «Мерилен», «Комбинат детского питания», «Хорское» и т.д.

Активно подключились к проекту и торговые сети. Логотип размещен на стеллажах, витринах, полочном пространстве с указанием названия предприятия-производителя.

Проект получил высокую оценку заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Владимира Солодова и рекомендован регионам ДФО как положительная практика по поддержке местных производителей.

Депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Ириной Яровой предложено распространить положительную практику проекта на другие субъекты РФ.

Созданный бренд продукции Хабаровского края – логотип «Наш выбор 27» в настоящее время проходит процедуру экспертизы в Роспатенте в целях регистрации в качестве товарного знака.

- А как повлиял проект на объемы производимой в крае продукции?

- Комитетом проведен анализ влияния проекта на темпы роста объемов производства пищевой продукции. Статистика за первое полугодие 2017 года такова: индекс производства пищевой продукции составил 91,2%, что выше установленного контрольного показателя на 1,2 процентных пункта.

По предприятиям-участникам проекта динамика производства выглядит гораздо оптимистичнее – индекс составил 99,6 %.

Наилучшие показатели у производителей кондитерских изделий – 104,1 %, полуфабрикатов – 107,9 %, мяса птицы – 105,0 %.

Имеют резервы для роста предприятия по производству хлебобулочных изделий, индекс – 97,9 % (к проекту присоединилась половина предприятий) и цельномолочной продукции, индекс – 97,4 % (к проекту присоединилось 62 % предприятий).

Как видим, есть вполне заметные результаты. Вопрос по реализации проекта стоит на контроле у Губернатора Хабаровского края.

- Вы уже упомянули, что 24-25 июня в Хабаровске была проведена первая выставка-ярмарка «Наш выбор 27». Довольны ли вы ее результатами? Будет ли продолжена эта практика?

- Это первый опыт, но он оказался весьма удачным. На краевой набережной собрались производители и рестораторы, десятки тысяч горожан. Выставку-ярмарку посетило порядка 110 тысяч человек. Производителям за два дня удалось реализовать продукцию на общую сумму 4,8 млн руб. Еще полтора миллиона заработали организации общепита.

И, конечно, мы продолжим проведение подобных мероприятий. В 2018 году выставка-ярмарка «Наш выбор 27» станет еще более масштабной. Уже сейчас началась подготовка к этому событию. Ярмарка будет приурочена ко дню России и пройдет 9-10 июня. Эта дата проведения станет постоянной.

Как и в прошлом году, жителей края будут угощать «Амурской ухой» по рецепту Губернатора. Это ключевое событие ярмарки и традиция, которую необходимо поддерживать. Возможно, что мы пойдем на очередной рекорд России.

В чем принципиальные отличия второй выставки-ярмарки?

Во-первых, изменится ее статус – ярмарка станет международной, что позволит привлечь гостей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Продукция Хабаровского края пользуется спросом в Китае – мы экспортируем рыбу, мед, дикоросы, мороженое. У наших предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности есть большой потенциал. Демонстрация их возможностей поможет привлечь новых покупателей, бизнес-партнеров, расширить географию реализации продукции.

Еще одно отличие ярмарки 2018 года – планируется, что она станет еще и деловой площадкой. Для этого будет предусмотрена отдельная территория для подписания контрактов: между Хабаровским краем и другими регионами, между производителями и торговыми сетями, в том числе возможны и международные контракты.

В-третьих, будет расширена территория под гостевой дворик для производителей из других регионов России и стран АТР. Уже выбрана площадка для установки павильонов и сейчас главная задача – привлечь для участия лучших производителей из других субъектов.

Второй день ярмарки запомнится зрителям не меньше, чем первый. На той площадке, где варили уху, во второй день развернется фестиваль «Кухни народов мира». Гости смогут попробовать блюда из 15 стран по приемлемой цене. Здесь будут задействованы ведущие рестораторы края.

На ярмарке 2018 года существенно увеличится территория для местных производителей – павильоны появятся на фонтанной площади. И здесь жители смогут купить как продукты питания, так и непродовольственные товары. И, по-прежнему, одним из условий станет снижение цен на 10-15%.

На территории набережной установят две сцены для концертов. Также предусмотрена площадка для творческого маркета. Впервые откроется зона «Интеллект» для проведения мастер-классов, лекций и демонстрации новых технологий. Всего же будет задействовано порядка 15 креативных зон.

Также на набережной появятся сразу несколько арт-объектов. Дизайнеры уже разрабатывают варианты, которые будут гармонично смотреться на ярмарке.

В общем, работа идет активная и, конечно, радует, что подобные вещи находят живой отклик и у товаропроизводителей, и у потребителей продукции, ведь в итоге решается сразу несколько важных задач: растут объемы производства и продаж, налоговые отчисления, а самое главное, жители края обеспечиваются качественной и доступной продукцией.

 

19.10.2017, 6620 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00