Защитим конкуренцию

Долгое время нашу страну многие (в том числе и сами граждане) упрекали в так называемой плановой экономике, при которой «материальные ресурсы находятся в общественной собственности и распределяются централизованно, что обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным экономическим планом».

Комментирует Александр Лучник.

Конечно, можно долго рассуждать о преимуществах и недостатках плановой и рыночной экономики, об элементах централизованного планирования, присутствующих в экономиках практически всех государств, о том, что сами понятия «свободный рынок», «плановая экономика» являются идеальными и не существуют в чистом виде. Однако в данной статье мы хотели бы поговорить о мерах по защите конкуренции, которые, с одной стороны, являются ограничением для свободного рынка со стороны государства, а с другой – помогают этому рынку существовать.

В принятой чуть более четверти века назад Конституции Российской Федерации официально закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Впрочем, сразу же следует оговорка о том, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одной из основ конституционного строя является единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции.

Под конкуренцией в Законе о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В декабре 2017 года Президентом РФ подписан Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым активное содействие развитию конкуренции в России объявлено Президентом РФ приоритетным направлением деятельности государственных институтов Российской Федерации.

В качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции заявлено, в числе прочего:

– сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями;

– направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

– развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

– обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

Установлено, что одним из основополагающих принципов осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти является запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Также данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы, направленный на:

– обеспечение во всех отраслях экономики РФ, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

– снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

– увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18% к 2020 году.

В рамках Национального плана развития конкуренции намечен план мероприятий, реализация которых возложена на Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, документ предусматривает определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее пяти лет) периода регулирования, а также закрепление единого порядка досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов).

Необходимо также отметить, что в каждой из отраслей экономики Национальным планом ожидается достижение определённых результатов и целевых показателей. К примеру, в сфере газоснабжения ожидается переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объёма продаж природного газа на организованных торгах, в сфере естественных монополий важным аспектом явилось обеспечение прозрачности и долгосрочности тарифного регулирования. В сфере транспортных услуг подчёркивается необходимость развития добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок всеми основными видами транспорта и связанных с ними услуг и развития электронных систем транспортных услуг, которые предоставляются организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование.

Национальный план является своего рода «дорожной картой», одной из многих, принимаемых в последний годы. И как всякая дорожная карта, не содержит перечня конкретных мероприятий, указывая лишь на поставленные цели и показатели, которые должны быть достигнуты.

Примечательно, что сам проект Национального плана был разработан Федеральной антимонопольной службой еще в 2016 году (тогда он планировался на 2017–2018 годы), однако был резко раскритикован как органами государственной власти (Минэкономики), так и представителями крупного бизнеса (РСПП). В итоге окончательный вариант уже не является столь радикальным, как первоначальный проект ФАС.

Впрочем, надо отметить, что ФАС России намерена и дальше добиваться изменений в области защиты конкуренции. К примеру, одной из первоочередных задач служба ставит для себя борьбу с картелями, в частности, в сфере строительства и медицины. С целью усиления ответственности за антиконкурентные действия ФАС разрабатывает законопроекты о внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ. Также службой разрабатываются новые методики выявления недобросовестной конкуренции.

Надо отметить, что в текущем десятилетии практика ФАС России привлекает все большее внимание, решения, принимаемые по итогам проверок, вызывают большой интерес у общества и бизнеса. Справочные системы стали включать практику ФАС в состав информационных банков наряду с судебной практикой.

На текущем этапе рано говорить о том, насколько успешными будут меры по защите конкуренции, в частности, предусмотренные Национальным планом. В любом случае, надо понимать, что принятые в итоге решения не будут устраивать всех участников рынка, задача государства состоит в выработке наименее неудобного варианта.

 

20.07.2018, 5849 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00