ИП дадут каникулы?

В конце 2014 года Президент РФ В.В. Путин подписал закон о так называемых «налоговых каникулах». Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования и будет действовать (за исключением пунктов 2 и 3 статьи 34651, которые сохранят свою силу) до 1 января 2021 года.

Комментирует Александр Лучник, преподаватель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.

В качестве основной цели закона указывается вовлечение в российскую экономику граждан, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников.

Данный закон принят в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и предусматривает наделение субъектов РФ правом предоставления двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения.

Примечательно также, что первоначальный законопроект предусматривал распространение налоговых льгот и на самозанятых граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Однако впоследствии законодатель отказался от данной идеи.

Говоря об особенностях данного закона, следует отметить, что виды предпринимательской деятельности, на которые распространится режим «налоговых каникул», будут устанавливаться субъектами РФ самостоятельно в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению и (или) Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. При этом предпринимательская деятельность гражданина должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах.

Режим «налоговых каникул» (слово «режим» в данной статье применяется весьма условно, впрочем, как и словосочетание «налоговые каникулы», введенное в оборот политиками) будет заключаться в том, что в отношении указанных индивидуальных предпринимателей законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% непрерывно в течение двух налоговых периодов.

При упрощенной системе налогообложения минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 34618 (в настоящее время зависит от объекта налогообложения, имеются определенные льготы для налогоплательщиков Республики Крым и города федерального значения Севастополя), в случае применения режима «налоговых каникул» не уплачивается. По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%.

Что касается патентной системы налогообложения, то в случае осуществления налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере 0%, и иных видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере, установленном п. 1 ст. 34650 (в настоящее время 6%, за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для которых налоговая ставка снижена), или иной режим налогообложения, вводится обязанность налогоплательщика вести раздельный учет доходов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками режима «налоговых каникул», в том числе в виде ограничения средней численности работников; ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0%. При этом предусмотренный п. 4 ст. 34613 Налогового кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта РФ не более чем в 10 раз.

В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0%, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0% и обязан уплатить налог по соответствующим налоговым ставкам за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.

Также стоит отметить тот факт, что данный режим, и это немаловажно, будет распространяться лишь на тех индивидуальных предпринимателей, кто в данном качестве зарегистрирован впервые после вступления федерального закона в силу, на это прямо указывает законодатель. То есть для применения режима «налоговых каникул» необходимо впервые в жизни стать индивидуальным предпринимателем после 29 декабря 2014 года (фактически после 1 января 2015 года). Можно предположить, что часть граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, действительно воспользуется режимом «налоговых каникул» , что и является целью закона. Но в равной степени можно сделать вывод о том, что часть граждан, уже имеющих статус индивидуальных предпринимателей, путем заключения мнимых и притворных сделок будет переоформлять свой бизнес на подставных лиц, как правило, родственников и супругов, чтобы воспользоваться преимуществами «налоговых каникул».

Любопытно, что внесенный в Государственную Думу РФ законопроект ничего не говорил о сроке регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вместо этого правовое значение придавалось переходу в течение двух лет со дня регистрации на упрощенную или патентную систему налогообложения («Для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения…», «Для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на патентную систему налогообложения…»). Теоретически, учитывая, что упрощенная система налогообложения была введена в действие с 1 января 2003 года, это означало бы распространение режима «налоговых каникул» и на лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в начале 2000-х годов.

По данным ООО «Коммерсантъ Картотека», в России по состоянию на октябрь 2014 года было около 9 млн граждан, имевших или имеющих статус индивидуального предпринимателя, на которых действие данного закона не распространяется. Плюс вышеупомянутые дополнительные условия (наличие закона субъекта, вид предпринимательской деятельности, средняя численность работников и размер предельного дохода) могут еще больше сузить круг налогоплательщиков, подпадающих под действие «налоговых каникул».

В качестве вывода хотелось бы заметить, что ситуация с «налоговыми каникулами» для индивидуальных предпринимателей достаточно широко освещалась в прессе в последнее время, подробно излагались условия налоговых льгот. Однако за полтора месяца нахождения законопроекта в Государственной Думе РФ последний претерпел значительные изменения, которые освещались уже не столь подробно. Пока еще рано говорить о практической пользе данного закона, все зависит от субъектов Российской Федерации, которые должны принять соответствующие законы, и от того, какие дополнительные требования к индивидуальным предпринимателям будут выдвинуты.

02.04.2015, 2819 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00