ТОР: что за зверь такой?

После наводнения, обрушившегося на ряд субъектов России в третьем квартале прошлого года, руководство страны вновь заговорило о развитии Дальнего Востока как округа, напрямую соприкасающегося со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Особенно актуальным данное направление становится в аспекте взаимоотношений России с США и странами Евросоюза. О некоторых мерах, направленных на развитие Дальнего Востока, и пойдет речь в данной статье.

Комментирует Александр Лучник, преподаватель кафедры гражданского права Российской академии правосудия.

В рамках статьи хотелось бы поговорить о так называемых территориях опережающего развития. В начале 2014 года премьер-министр Д.А. Медведев дал поручение Министерству РФ по развитию Дальнего Востока разработать законопроект, определяющий льготный режим для предпринимателей на территориях опережающего развития (далее – ТОР, ТОСЭР) в дальневосточных регионах. Соответствующий законопроект разработан и вынесен на обсуждение в начале апреля 2014 года, после он был направлен на доработку. В начале сентября 2014 года Президент РФ В.В. Путин в ходе поездки в Якутию провел совещание по вопросам государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов и ТОР на Дальнем Востоке, где также обратил внимание на необходимость создания ТОР, которые по условиям инвестирования и ведения бизнеса должны стать конкурентоспособными по отношению к ключевым деловым центрам АТР, обеспечить приток новых капиталовложений в производства, ориентированные на динамично развивающиеся азиатские рынки. Президент поручил внести проект соответствующего федерального закона в Госдуму до 15 октября 2014 года, и в этом же году, вероятнее всего, он будет принят и подписан. Правительству необходимо определить источники бюджетного финансирования на 2015–2017 годы.

ТОР весьма распространены в странах АТР. Например, в Китае их около 400. Они обеспечивают более 20% ВВП страны, привлекая 46% прямых иностранных инвестиций.

В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что для ТОР будут созданы даже более благоприятные условия бизнеса, чем в российских особых экономических зонах (ОЭЗ), и резидентам ТОР будут предоставлены лучшие (конкурентоспособные) условия ведения предпринимательской деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В частности, законопроект устанавливает для резидентов ТОР социально-экономической направленности (ТОСЭР):

1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

2. Установление нулевой ставки налогообложения при реализации товаров (работ, услуг), ввозимых на ТОСЭР для использования организациями или индивидуальными предпринимателями, получившими статус резидента ТОСЭР.

 3. Установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Для организаций – резидентов ТОСЭР налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может быть выше 5% в течение 10 налоговых периодов, начиная с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством РФ приобрела статус резидента ТОСЭР, и не может быть более 10% в течение следующих налоговых периодов.

4. Освобождение от налогообложения по налогу на имущество организаций, признаваемых управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока».

5. Освобождение от налогообложения по налогу на имущество организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР.

6. Величина страховых взносов для резидентов ТОР в размере 7,6%, но она будет работать для резидентов, которые образуются в течение первых трех лет. После этого правительство в зависимости от ситуации это решение может изменить.

7. Особый режим землепользования на ТОСЭР, включая особенности установления сервитутов;

8. Установление льготных ставок арендной платы объектов недвижимого имущества, расположенного в границах ТОСЭР.

9. Особенности осуществления государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля на ТОСЭР. Речь идет о пожарном, экологическом, санитарно-эпидемиологическом надзоре.

10. Льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОСЭР.

11. Предоставление государственных услуг на ТОСЭР.

12. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

13. Предоставление бюджетных ассигнований Фонда развития Дальнего Востока для реализации на ТОСЭР инвестиционных проектов с участием резидентов.

14. Особенности технического регулирования на ТОСЭР;

15. Иные особые условия осуществления деятельности на ТОСЭР.

Кроме того, льготными по сравнению с общим порядком, установленным ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», будут и условия привлечения иностранного персонала к трудовой деятельности в ТОР:

– отсутствие требований о получении работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

– осуществление оформления приглашений на въезд и разрешений на работу через управляющую компанию или дочернее общество управляющей компании;

– выдача приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории ТОР без учета квот на их выдачу. Также без учета квот будут выдаваться разрешения на работу членам семей высококвалифицированных специалистов;

– отсутствие требований к размеру заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированного специалиста. Вместе с тем к лицам, работающим у резидентов ТОР, не будут применяться положения законодательства о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части выплат надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах, предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и т.п.

Основным отличием ТОР от ОЭЗ будет заключаться в создании условий специально под конкретного инвестора, к каждой отдельной ТОР будут применяться отдельные рычаги регулирования.

По информации Минвостокразвития, из примерно 400 предложенных вариантов было отобрано только 38 потенциально пригодных, из которых, в свою очередь, отобрали только 14 ТОР, которые точно будут таковыми. Что примечательно, на Чукотке, о которой министр А. Галушка положительно отзывался во время встречи с Президентом РФ в Якутии, имея в виду инвестиционный климат субъекта, ТОР пока не планируют создавать, как и на Сахалине и в Магадане. С другой стороны, предварительно известно, что в Приморье будет целых 5 ТОР (Надеждинская и Михайловская площадки, порт Зарубино, остров Русский, проект ВНХК в Партизанском районе). В отношении Хабаровского края известно только про три отобранные ТОР из восьми предложенных. Это Комсомольск-на-Амуре и его авиасудостроительный кластер, район имени Лазо с комплексом по переработке овощей, ягод и дикоросов, а также портовая ОЭЗ «Ванино – Советская Гавань», где планируется развивать рыбопереработку, судоремонт и логистические услуги.

В любом случае, ТОР будут определяться Правительством РФ, поэтому реальный их перечень может отличаться от предлагаемого на сегодняшний день.

В качестве вывода хотелось бы заметить, что поднятие экономики путем создания точечных центров приложения частных и государственных инвестиций, облегчения в них налогового климата, создания грандиозной системы инвестиционных проектов в рамках одного региона – это, безусловно, мероприятие, заслуживающее одобрения. Остается лишь надеяться, что территории опережающего развития не последуют за особыми экономическими зонами, на деле доказавшими свою малую полезность, или за известными инновационными центрами развития нанотехнологий, а это уже зависит от слаженной и нацеленной на получение положительного результата работы государства в лице его органов и представителей бизнеса.

24.10.2014, 3774 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00