Главная Публикации Менеджмент Кадры Инициатива ненаказуема? 64% компаний приветствуют инициативы сотрудников

Инициатива ненаказуема? 64% компаний приветствуют инициативы сотрудников

В мае – июле 2012 года кадровый холдинг «АНКОР» провел исследование среди специалистов и менеджеров среднего звена на тему «Участие персонала в принятии управленческих решений», в результате которого было опрошено 379 человек из разных городов России.

Респондентами стали сотрудники как российских (48%), так и зарубежных компаний (52%), большинство которых работает в розничной торговле и сфере товаров народного потребления (22%), а также в фармацевтике (11%), банковской сфере и инвестициях (9%) и др.

64% респондентов сообщили, что в их компаниях инициативы приветствуются, однако официально не оформляются

Так, 64% респондентов ответили, что в целом конструктивные инициативы по улучшению бизнес-процессов в компании приветствуются, но в организации нет официальной процедуры их оформления, а около 19% опрошенных сообщили, что инициативы в их организациях приветствуются и даже официально закреплены. Лишь в 14% компаний выдвижение инициатив сотрудников не приветствуется.

Большинство IT-компаний положительно воспринимает инициативы своих сотрудников, а в банковской сфере сотрудники чаще ждут вознаграждение за идеи

Любопытен факт влияния отраслевой специфики на отношение к участию персонала в принятии управленческих решений: к примеру, в сфере IT и телекоммуникаций совершенно отсутствует процент негативного восприятия руководством инициатив сотрудников. При этом в сфере розничной торговли и ТНП 19% респондентов ответили, что инициативы в их организациях не находят отклика, а если и приветствуются, то только при наличии обоснований, расчетов и прогнозов. При этом финансовое вознаграждение за предложенные идеи более ожидаемо для сотрудников банковской и финансовой сферы (41%) по сравнению, например, с фармацевтикой (24%).

Более трети сотрудников готовы предложить свои идеи безвозмездно

По результатам опроса 90% респондентов ответили, что у них есть идеи по улучшению бизнес-процессов в компании, и лишь 10% ответили отрицательно. При этом 34% сотрудников готовы предложить идеи руководству на безвозмездной основе, а 33% уже предложили. 26% сотрудников ожидают какое-либо материальное или иное поощрение за свои инициативы.

Лишь в половине случаев идеи сотрудников успешно реализуются руководством

52% респондентов сообщили, что их конструктивные идеи успешно принимаются руководителями к реализации, а другая половина (48%) сообщила, что их инициативы, напротив, вовсе не принимаются во внимание и даже могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства. При этом решения руководителей о поддержке инициатив и их дальнейшей реализации существенно зависят от отраслевой специфики. Так, например, в сфере оборудования за предложенный и реализуемый проект ответственен сам сотрудник (47%), а в сфере строительства ответственность равно несет как сотрудник (38%), так и руководитель (38%).

Наталья Коваленко, директор дивизиона «Дальний Восток» кадрового холдинга «АНКОР»: «В целом полученные результаты исследования действительно отражают поведенческие характеристики, которые могут быть свойственны специалистам в той или иной сфере. Так, мы видим, что в сфере IT и телекоммуникаций совершенно отсутствует процент негативного восприятия руководством инициатив сотрудников. Вообще, IT – это очень активно развивающаяся отрасль, по сути, базирующаяся на открытиях и нововведениях. IT-сфера – это бизнес идей, специалисты здесь привыкли к изменениям, они к ним готовы.

Такие специфичные отрасли, как банковская и фармацевтическая, также демонстрируют готовность высказывать идеи – при этом ожидание вознаграждения или готовность делиться идеями бескорыстно – это, скорее, не личные мотивы сотрудников, а отражение сложившейся практики внутри компаний. Мы видим, что очень немногие компании официально закрепляют процедуру оформления и внедрения инициатив сотрудников. Но тенденция такова, что все большее количество компаний начинает заниматься построением более открытой системы взаимодействия с персоналом, в том числе и в отношении внедрения инициатив сотрудников»

Елена Жуланова, директор по персоналу кадрового холдинга «АНКОР»: «Достаточно часто сотрудники не высказывают свои предложения, боясь быть непонятыми или, что гораздо хуже, боясь совершить ошибку, которая повлечет за собой неприятные последствия. Сотрудник должен чувствовать доверие со стороны руководства, знать, что если предложение не сработает или не даст ожидаемого эффекта, то его не обвинят в ошибке и не накажут. Причем чем выше статус сотрудника, тем актуальнее для него данное право.

Также для большинства сотрудников важна уверенность в том, что предложение будет рассмотрено и востребовано, что компании действительно интересна каждая идея. Именно по этой причине по каждому предложению необходимо предоставлять обратную связь его автору: принято ли оно к рассмотрению, а если нет, то почему. Материальное поощрение – это дополнительный фактор, который должен выступать именно в качестве дополнения, как подтверждение того, что руководство компании ценит инициативу сотрудника, признает его вклад. Тем не менее иногда это «дополнение» может быть достаточно весомым: так, мне известны примеры, когда компании выплачивали работникам определенный процент от годового экономического эффекта, достигнутого в результате внедрения их рациональных предложений.

Вообще, если компания заинтересована в получении мнений и предложений от сотрудников, руководство должно создавать и постоянно поддерживать атмосферу, при которой люди будут уверены, что их идеи нужны, и тогда они захотят ими делиться и будут готовы их прорабатывать».

16.01.2013, 3787 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00