Главная Публикации События Россия VII ежегодный форум «Деловой России» «Несырьевая модель социального государства»

VII ежегодный форум «Деловой России» «Несырьевая модель социального государства»

26 мая, в День предпринимателя, в Москве состоялся VII ежегодный форум «Деловой России» «Несырьевая модель социального государства», который впервые прошел в формате социального бизнес-форума. Активное участие в работе форума принял Председатель Правительства России Владимир Путин.

На форуме был представлен ежегодный экономический доклад «Деловой России» «Стратегия России – 25 миллионов новых современных рабочих мест». Владимир Путин полностью поддержал эту цель и даже обозначил ее в качестве одного из приоритетов работы Правительства.

В работе форума приняли участие несколько сотен предпринимателей из всех регионов России, представляющих компании несырьевого сектора экономики, представители министерств и ведомств, Русской православной церкви, губернаторы, мэры, главы муниципальных образований, депутаты Государственной Думы и региональных законодательных собраний, члены Совета Федерации, представители экспертного сообщества и СМИ.

В рамках форума прошло шесть круглых столов: «Российский город будущего – умный город», «СРОк прошел, проблемы остались?», «Транспортная бизнес-стратегия: эффективность и безопасность», «Предпринимательство и православие», «Бизнес и культура – благотворительность или сотрудничество?», «Какой рубль нужен России для модернизации и превращения в несырьевую экономику?».

Пленарное заседание форума открылось речью Председателя Правительства России Владимира Путина. Его выступление носило во многом концептуальный, программный характер. В. Путин обозначил целый ряд амбициозных прорывных экономических целей и задач, реализация которых сможет очень серьезно изменить жизнь в стране, сделать ее качественно лучше и комфортней. В его выступлении нашли отражение многие идеи, активно продвигаемые «Деловой Россией».

«Мы ставим перед собой амбициозную цель – уже через 10 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения должен подняться с сегодняшних 19 тыс. долларов с небольшим к отметке 35 и чуть выше на человека. При этом стандарты жизни наших граждан, качество образования, здравоохранения должны быть сопоставимы с уровнем ведущих мировых экономик», – заявил Владимир Путин.

Главной сенсацией стало признание Председателем Правительства того факта, что сырьевая модель экономики исчерпала себя и развиваться страна будет по другому пути. «Для нас очевидно, что таких ориентиров нельзя добиться за счет прежних источников роста, за счет выжимания всего и вся из сырьевой модели развития, – считает Владимир Путин. – Да, в свое время, в начале 2000-х, эта модель сыграла, да и, честно говоря, еще продолжает играть существенную роль в становлении нашей экономики, в ее развитии. Но то, что возможности сырьевой модели существенно ограничены и постоянно сужаются, было очевидным еще до кризисных явлений.

Мы с вами прекрасно понимаем, насколько велики риски при таком развитии ситуации. Нельзя строить дальнейшее стратегическое развитие только на нескольких экспортно ориентированных отраслях. Во-первых, анализ показывает, что даже при сегодняшних высоких ценах на наши традиционные экспортные товары экспорт необработанного сырья уже не может служить двигателем роста. И, во-вторых, сырьевая экономика не только ставит нас на низшие позиции в мировом разделении труда, главное – она не дает нам выйти на новую ступень в развитии человеческого капитала, добиться стандартов XXI века. А мы с вами понимаем, что люди не будут мириться с таким положением вещей. Просто в современном мире не будут мириться с этим!

Мы сами не можем мириться с ситуацией, когда выполнение растущих социальных обязательств, повышение доходов наших граждан, борьба с бедностью попадают в прямую зависимость от факторов, на которые мы с вами не можем никак повлиять. Они от нас просто не зависят, имею в виду всплески, провалы и колебания глобальной сырьевой конъюнктуры».

Выход для России Председатель Правительства обозначил предельно ясно и четко – это новая индустриализация и создание к 2025 году 25 миллионов новых высококачественных высокопроизводительных рабочих мест.

«Считаю, что нам нужно поставить задачу – в ближайшие 10–15 лет создать до 25 миллионов современных, качественных рабочих мест (это не простая, но, на мой взгляд, вполне решаемая для России задача), естественно, как за счет модернизации уже действующих производств, так и за счет создания новых площадок. Вокруг решения этой задачи мы должны объединить усилия государства, бизнеса, регионов, всего общества, потому что этот проект – в интересах каждого, в интересах всей России. И это будет зримым воплощением человеческого измерения новой индустриализации страны», – заявил Владимир Путин.

В ответной речи Председатель «Деловой России» Борис Титов сказал, что озвученная Председателем Правительства идея о создании новых высокопроизводительных рабочих мест полностью находится в русле выработанного «Деловой Россией» плана «Новая индустриализация» (концепция 25 х 25). «Поскольку недавно был создан Общероссийский народный фронт и «Деловая Россия» одной из первых общественных организаций вошла в его координационный совет, мы предлагаем нашу стратегию создания 25 миллионов рабочих мест взять в качестве экономической составляющей идеологии народного фронта», – заявил Борис Титов. На это Владимир Путин заметил, что такой вариант вполне возможен.

 

Российский город будущего – умный город

Сегодня именно бизнес является генератором идей в регионах. Современные решения, новые технологии и инновации в сфере энергоэффективности и ЖКХ позволяют бизнесу оптимизировать широкий круг процессов, значительно снизить расходы, существенно повысить прибыль и качество продукта, а также улучшить уровень жизни людей. В этом убеждены участники прошедшего в рамках VII ежегодного бизнес-форума «Деловой России» круглого стола «Российский город будущего – умный город».

Антон Данилов-Данильян, вице-президент, председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», в своем докладе представил собравшимся проект Федерального межотраслевого совета «Деловой России» «Интеллектуальный город».

Данный проект, по его словам, направлен на развитие государственно-частного партнерства в деле совершенствования городской инфраструктуры, включая сферы ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, продовольственного снабжения и другие. В результате создания и функционирования интеллектуальных систем управления  экономятся бюджетные капиталовложения, регионы и муниципальные образования получают дополнительные доходы, а частный бизнес возвращает вложенные инвестиции. Всего на данный момент проект включает 15 направлений деятельности, но это неокончательное число: «Интеллектуальный город» открыт для новых участников.

«Интеллектуальный город» позволит бизнесу реализовать массу очень интересных прорывных проектов, граждане получат комфортные города для проживания, а мэрии сэкономят деньги, направив их на развитие городского хозяйства», – обрисовал отдачу от реализации проекта Антон Данилов-Данильян.  Он уточнил, что уже два города подписали соглашение о реализации на их территории полного комплекса мер «Интеллектуального города» – Курск и Набережные Челны.

Заместитель председателя Федерального межотраслевого совета, председатель отраслевого отделения по развитию транспортной инфраструктуры, председатель совета директоров  УК Vessolink Олег Бадера отметил со своей стороны, что привлечение инвестиций в регионы и города – показатель того, как работает местная власть. Там, куда приходят инвестиции, становится больше прозрачности и меньше коррупции. «Мы, бизнесмены, всегда взвешиваем политические и экономические риски, прежде чем вложить деньги», – подчеркнул он. По словам господина Бадеры, «Интеллектуальный город» нужен сейчас практически всем городам России, поскольку проблемы всюду примерно одинаковые. Главной же сложностью на пути реализации этого проекта он видит то, что «мы вторгаемся в интересы многих чиновников, которые привыкли выкачивать деньги государства на содержание заведомо убыточных предприятий». «Огромное количество муниципальных предприятий, куда ни посмотри: перевозка, эвакуация, парковка – всюду муниципальные предприятия, и все почти убыточные», – замечает он.

Исправить ситуацию, убежден он, можно, активно привлекая частные инвестиции, что достижимо лишь при проявлении политической воли местной властью.

 

СРОк прошел, проблемы остались?

Одной из основных целей круглого стола «СРОк прошел, проблемы остались?» стало обсуждение влияния введения механизма саморегулируемых организаций на положение в строительной отрасли и ее общую инвестиционную привлекательность.

Михаил Викторов, руководитель Аппарата Национального объединения СРО в строительстве (НОСТРОЙ), в своем выступлении рассказал: «К завершению второго года действия СРО создано 234 строительных саморегулируемых организации, равномерно распределенных по территории России. Сейчас даже оппоненты СРО признают: их опасения, что кого-то в СРО не примут, не подтвердились, смертность при проведении строительных работ снизилась на 15%,  и, наконец, меньше одного процента строительных организаций за это время вышло из системы СРО».

По его словам, серьезная проблема – это «коммерческие» СРО, которые существуют только на бумаге, но эта проблема решаема. «Думаю, нам стоит подождать 3–4 года, и результаты будут еще более заметными», – говорит М. Викторов.

Заместитель председателя «Деловой России», президент НАМИКС Елена Николаева, отметила: «По статистике, 70% строящихся домов до 2012 года будут относиться к сфере малоэтажного строительства. У  нас СРО, как таковых, нет, но я считаю, что переход к саморегулированию – единственный верный путь реформирования отрасли. Мы создали аналог СРО на добровольных началах, и это работает.

Главное – не воспринимать систему СРО как «куплю допуск недорого». Хотя механизмы регулирования все же недостаточно четко прописаны. СРО не может себя «чистить» из-за несовершенства законодательства, но это преодолимо. Механизмы совершенствуются, и скоро мы сможем в полную силу бить мошенников по рукам.

Но реформирование законодательства будет идти в правильном направлении  только при условии, что в подготовке нормативной базы примут участие сами предприниматели. Иначе мы получим множество «коммерческих» СРО. Реальное участие в принятии решений – это то, что требуется от субъектов строительного бизнеса».

По итогам заседания выступающие и эксперты согласились с тем, что с момента ввода системы СРО динамика развития строительной отрасли остается положительной. Они также констатировали, что наряду с проблемами есть возможности создать инструменты для их решения.  По общему мнению, позитивный тон, в котором прошел круглый стол, – это прямое следствие того, что реформы идут в правильном направлении, и не исключено, что развитие СРО – это верный путь не только для строительной отрасли, но и для многих других.

 

Налоги и тарифы: выдержит ли бизнес?

В рамках форума «Деловой России» состоялся брифинг на весьма актуальную тему «Налоги и тарифы: выдержит ли бизнес?», на котором были озвучены новые подходы к национальной налоговой политике.

На вопросы журналистов и коллег по предпринимательскому цеху отвечали Президент «Деловой России» Александр Галушка и вице-президент, председатель Экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов, а также заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Даниил Егоров.

Открывая брифинг, Президент «Деловой России» Александр Галушка изложил собравшимся концепцию «Налогового маневра» – предлагаемый организацией подход к национальной налоговой политике. «Структуру налоговой нагрузки надо менять, необходим перенос налоговой нагрузки с процесса производства на процесс потребления. Должно быть выгоднее вкладываться в производство, чем покупать очередную яхту или квартиру. Озвученные Председателем Правительства идеи об удвоении ВВП на душу населения и создании 25 миллионов рабочих мест невозможно реализовать, пока купить футбольный клуб выгоднее, чем произвести новые станки», – убежден А. Галушка.

Некоторые налоги, по мнению А. Галушки, в России аномально низки. «Это в первую очередь касается налога на имущество физических лиц. Собираемость этого налога составляет 14 млрд руб. в год, а затраты на его администрирование превышают эту сумму, – отмечает он. – Кроме того, у нас аномально низкие акцизы на табак и алкоголь и относительно невысокий и экономически недифференцированный НДПИ, особенно НДПИ на газ». Отвечая на вопросы, А. Галушка озвучил и конкретные цифры «идеальных» налогов, к которым надо стремиться: НДС – 12%, подоходный налог – 10%, налог на прибыль – 15%, социальные страховые выплаты – 11%. «Почему именно такие цифры? Потому что такие налоги в Казахстане, который состоит с нами в  Едином таможенном пространстве. Это значит, что свободно можно открывать производство в Казахстане и продавать товары на нашем рынке. Если Россия не сделает свою налоговую систему конкурентоспособной по сравнению с казахской,  мы проиграем борьбу за привлечение инвестиций», – заявляет он, отмечая, что  в прошлом году Казахстан привлек в 80 раз больше инвестиций на душу населения, чем Россия.

 

16.06.2011, 5153 просмотра.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00