Логистический вектор
Вопросы логистики, формирования эффективных транспортных цепочек имеют стратегическое значение для Дальнего Востока в связи с его значительной отдаленностью от других территорий страны – ведь от этого во многом зависит продовольственная безопасность региона.
О состоянии регионального рынка логистических услуг рассказал генеральный директор Логистического парка «Камышовый» Дмитрий Затеев.
– Дмитрий Александрович, если можно, немного истории. Как пришли к идее строительства логистического парка?
– Мы достаточно давно (более 10 лет) занимаемся торговой деятельностью, связанной с замороженными продуктами питания.
В свое время мы увидели определенный дефицит услуг высокого уровня по хранению замороженных продуктов питания, поскольку на тот момент их хранение в Хабаровске осуществлялось двумя основными способами: в рефконтейнерах, либо на старых хладокомбинатах советской постройки, где нет соответствующего уровня сервиса, многообразия температурных режимов.
Примерно семь лет назад приобрели участок земли, сначала там были построены сухие склады, затем – появилась первая очередь низкотемпературного холодильного помещения, потом – вторая очередь.
Парк специализируется на оказании услуг в нише среднего холода и низкотемпературных режимов, и все наше развитие идет в этом направлении.
– Насколько насыщен рынок услуг низко- и среднетемпературного хранения в Хабаровском крае? Что сейчас на нем происходит?
– Сегодня торговые сети (не только в нашем регионе, но и по всей РФ) уже не занимаются самостоятельно хранением, доставкой продукции, они ведут непосредственно торговлю, а операционную деятельность предпочитают передавать на аутсорсинг.
Если говорить про местный рынок, для большинства ритейлеров есть одна общая проблема – несоблюдение культуры холодовой цепи поставок. Продукт в своем пути проходит от первой до последней мили, последняя миля – это непосредственно доставка в торговые точки.
На протяжении холодовой цепочки регулярно возникают потери, а любое нарушение температурного режима ведет к ухудшению качества продукта.
Сегодня, с одной стороны, на местном рынке есть ряд компаний, которые предоставляют услуги по низко-, среднетемпературному хранению. Но, в основном, они оказывают услуги «по старинке», поскольку в большинстве случаев используется устаревший автопарк, автомобили, которые уже попросту «не держат» холод, и в которых, к тому же, отсутствует необходимое оборудование, логеры, температурные шторки, чтобы можно было в одной машине перевозить продукцию, требующую разных температурных режимов. Если говорить о самих складах, зона экспедиции чаще всего не является охлаждаемой, все это также приводит к нарушению холодовой цепочки.
У нас все необходимое оборудование есть, поэтому мы можем говорить о себе, как о профессионалах в этой сфере.
Текущие тенденции таковы, что сейчас в связи с ситуацией в стране, экспортный рынок поставок мясной, рыбной продукции, можно сказать, стоит на паузе, соответственно, внутренний рынок не может «переварить» подобные объемы продукции, значит, растут товарные запасы и их где-то нужно хранить, причем таким образом, чтобы потребительские свойства продукции не ухудшились. То есть, наблюдается рост спроса на логистические услуги при дефиците качественных услуг в этой сфере.
Те новые современные склады, которые появляются на Дальнем Востоке, как правило, строятся компаниями исключительно под свои нужды, яркий пример – склад компании Озон.
– Какие советы Вы могли бы дать предпринимателям, которые выбирают компанию-поставщика транспортно-логистических услуг, на что обратить внимание в первую очередь?
– Я считаю, что обязательно нужно оценить портфель, ту клиентскую базу, с которой работает компания, а также темпы девелопмента, вкладывается ли предприятие в обновление оборудования и парка машин, прирастает ли новыми объектами.
Многие торговые компании (особенно, начинающие), выбирая поставщика услуг, совершают ошибку, поскольку не анализируют, что предлагает рынок, а ориентируются только за самый низкий ценник, при этом, не погружаясь в расчеты, что в эту цену входит и какой будет уровень сервиса. Например, мы всегда даем открытый расчет, где видна себестоимость услуги и показана наша доходная составляющая.
Наличие максимально открытых расчетов способно уберечь и от необоснованной индексации, когда сегодня вы заключили договор с одной ценой, а через несколько месяцев вам ее подняли при отсутствии каких-либо реальных предпосылок.
Поэтому, максимально открытый прозрачный расчет – это путь к долговременному партнерству и взаимовыгодному сотрудничеству.
– В плане услуг, вы занимаетесь только хранением?
– Нет, логистический парк «Камышовый» – это не про банальное хранение груза, когда привезли, положили на склад и потом выдали это с ответственного хранения.
Принимая продукцию к себе на хранение, мы оказываем комплекс 3PL услуг: выгружаем, расформировываем груз, потом заново формируем его в нужном количестве и номенклатуре, набираем, загружаем в машины и доставляем вашему клиенту или в ваши розничные магазины. В таком формате мы полностью берем на себя ответственность за логистику, связанную с продукцией заказчика.
Сейчас мы полностью закрываем услугу обработки груза и последнюю милю доставки, для этого у нас есть собственный автопарк – сегодня это семь машин с необходимым холодовым оборудованием, в ближайших планах – увеличение парка.
Постоянно взаимодействуя с заказчиками – ритейлерами на предмет их болей, ищем и запускаем новые удобные режимы доставки. Например, ночную, совместную доставку (это экономит заказчику время и сокращает затраты).
– Вы участвуете в краевых социальных проектах?
– Да, например, в проекте «Доступная рыба», в других проектах, где заявили о себе, как о социальной компании, которая участвует в цепочке поставок значимых для населения продуктов.
Есть также и ряд подшефных организаций, которым оказываем помощь. Сегодня мы пришли к решению, что тема социальной деятельности компании будет звучать и вестись более системно.
Внешняя миссия компании находит свое отражение и внутри предприятия, например, мы поддерживаем сотрудников в плане занятий спортом: компенсируем расходы на фитнес, по субботам, когда погода позволяет, организовываем утренние пробежки.
– В каком направлении планируете развиваться дальше?
– Будем увеличивать автопарк, который занимается доставкой продукции. Надеемся, в скором времени он пополнится пятью двадцатитонными фурами. Еще из интересного – проект под рабочим названием «Холодный путь», это такая электричка, которая будет курсировать между Дальним Востоком и западом России и решать проблемы поставщиков, у которых небольшие объемы перевозимых товаров.
В апреле 2023 года планируем начать строительство нового мультитемпературного комплекса на 14000 квадратных метров. Подписали соглашение о сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. В рамках соглашения будет оказана помощь во вхождении участка, на котором будет возведен комплекс, в ТОР. Это даст определенные налоговые преференции, помощь с подведением коммуникаций – дорог, водоотведения до границ участка.
Кроме того, на прошедшем ВЭФе было заявлено о заходе на дальневосточный рынок компании X5Retail (магазины «Пятерочка»), поэтому есть планы поработать с данным ритейлером.
Планируем прирастать и с точки зрения географии – идти на Камчатку, Сахалин. И продолжать наращивать свою экспертность в своей нише – услуг по хранению и доставке грузов в области среднего и низкого холода.
21.12.2022, 2682 просмотра.