Главная Публикации Эксперты Правовое поле Об ответственности субъектов МСП

Об ответственности субъектов МСП

Ранее мы уже рассказывали о субъектах малого и среднего предпринимательства, их статусе, мерах государственной поддержки малого бизнеса, а также о социальном предпринимательстве. В настоящей статье хотелось бы взглянуть на них с другого ракурса, а именно, поговорить об административной ответственности малого бизнеса. Комментирует Александр Лучник.

Напомним, что субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные законодательством к малым предприятиям (в том числе к микропредприятиям) и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр.

При этом наибольший интерес вызывает вопрос привлечения субъектов МСП именно к административной ответственности, поскольку в плане привлечения к уголовной или гражданско-правовой, материальной ответственности статус субъекта МСП практически ничего не меняет. Так, уголовной ответственности субъекты МСП-физические лица, а также работники юридических лиц подлежат на общих основаниях, а в гражданско-правовых отношениях отвечают по обязательствам наравне с прочими предпринимателями.

На момент принятия указанного выше Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ субъекты МСП никак не отличались в плане привлечения к административной ответственности от иных субъектов права.

Спустя почти десятилетие, 26 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам форума, организованного Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Данный перечень включал, в том числе, поручение Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий, допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены соответствующие изменения, направленные на то, чтобы:

1) обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса;

2) предотвратить чрезмерное, несоотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития Российской Федерации административное принуждение;

3) сделать акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса.

Данным законом установлены особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов МСП, а также руководителей и иных работников, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение субъектам МСП и их работникам в 2017 году по 26 713 делам, в 2019 году – по 63 646 делам, в 2020 году – по 57 891 делу.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ также закреплена возможность назначения административного наказания в виде предупреждения субъектами МСП и их работникам в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, необходимыми для назначения субъекту МСП наказания в виде предупреждения являются:

– отнесение привлекаемого к административной ответственности лица к субъектам МСП либо к работникам субъекта МСП. Важно отметить, что в случае привлечения к административной ответственности должностного лица субъекта МСП совершение правонарушения должно быть связано с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. В связи с этим материалы дела об административном правонарушении должны содержать доказательства, подтверждающие статус работника (должностная инструкция, выписка из ЕГРЮЛ и т.д.);

– наличие сведений о данном субъекте МСП в реестре субъектов МСП на дату совершения административного правонарушения (ведется ФНС России и размещен на сайте https://rmsp.nalog.ru). Основные сведения о субъекте МСП Федеральная налоговая служба вносит в реестр и исключает из него самостоятельно – на основании данных, имеющихся у налоговых органов из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, документов налогового учета и отчетности, от отдельных поставщиков. Обращение к реестру позволяет определить, является ли юридическое лицо или предприниматель субъектом МСП, и получить соответствующую выписку;

– выявление правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля. При этом нужно заметить, что в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проведение внеплановой выездной проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и влечет недействительность результатов такой проверки, поскольку она не может являться доказательствами нарушения лицом обязательных требований. Плановая проверка также должна быть проведена в соответствии с положениями указанного федерального закона;

– совершение административного правонарушения впервые. Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2018 год, при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению;

– отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, а также отсутствие имущественного ущерба. И если с отсутствием имущественного ущерба особых проблем не возникает, то вопрос о причинении вреда или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрешается в каждом деле исходя из конкретных его обстоятельств. Данная категория является оценочной, носит предположительный характер, поскольку указанные обстоятельства еще не наступили. И несмотря на предусмотренную статьей 1.5 КоАП РФ презумпцию невиновности, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, также не запрещено представлять в материалы дела доказательства отсутствия угрозы причинения вреда, а также отсутствия имущественного ущерба;

– назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

Кроме того, законом прямо запрещено назначения предупреждения за совершением субъектом МСП или его работником административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15, 14.31 – 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

В завершение хотелось бы заметить, что субъекту МСП, да и любому другому субъекту права, в случае возбуждения дела об административном правонарушении при несогласии с вменяемым нарушением рекомендуется занимать активную позицию по делу, пользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника.

30.11.2021, 6071 просмотр.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00