Главная Публикации Менеджмент Психология успеха Манипуляторы: распознать и обезвредить

Манипуляторы: распознать и обезвредить

Сегодня мы затронем такую интересную тему, как манипулирование людьми. Каждый из нас сталкивался с подобными ситуациями в своей жизни, и, конечно, многих волнует вопрос: а есть ли действенные способы противостоять манипулированию?

На вопросы редакции отвечает Максим Гончаров, к.м.н., известный психотерапевт, держатель всемирного и европейского сертификатов по психотерапии, международный тренер по позитивной и транскультуральной психотерапии, директор Центра позитивной психотерапии в г. Хабаровске.

 – Максим Александрович, в общих чертах, что представляет собой процесс манипулирования? И всегда ли это зло?

– Удивительно, насколько популярна тема манипулирования среди людей. Зайдя в Интернет, вы сразу найдете около 105 млн ссылок по этой теме. Вместе с тем манипулирование – это попросту обращение. А это, в свою очередь ни хорошо, ни плохо. Например, манипулирование джойстиком во время компьютерной игры, манипулирование ложкой во время еды и т.п. Так что это, конечно, далеко не всегда зло. Но у этого понятия есть и другие значения, например, игра или обращение с кем-либо как с игрушкой, т.е. использование человека в своих интересах, как правило, с помощью каких-либо его слабостей. Именно в этом контексте термин «манипулирование» чаще всего используется и звучит не очень дружественно. Другими словами, манипулирование человеком или людьми носит негативную характеристику. Но ничего страшного в этом нет. Все время от времени используют различные хитрости, чтобы получить желаемое. По большому счету все люди, осознанно или не очень, но манипулируют друг другом.

Вместе с тем, чтобы управлять другими людьми, их нужно хорошо знать. Поэтому за манипулированием человеком стоит относительно хорошее понимание другого человека, его мотивов, интересов и страхов, а также владение инструментами влияния на переживания и поведение других. Манипуляторы играют на различных интересах и потребностях человека, на его опасениях, несвободе или нерасторопности. Зло это или нет, определяется, наверное, мотивами манипулятора. Если они дружественные, например, с целью избежать паники или каких-либо других вредных последствий, то это еще можно оправдать. Ну а если добрых намерений нет, то, наверное, это заслуживает негативных оценок.

 Как распознать манипулятора? Кто в первую очередь подвержен такому воздействию?

– Распознать манипулятора для неспециалиста не очень просто. Во-первых, нужно видеть последствия, а на это нужно время. Во-вторых, нужны знания психологии. При манипулировании подвох состоит в том, что тот, кем манипулируют, делает что-либо добровольно.

При манипулировании речь не идет о каких-то сверхспособностях, хотя, конечно, некоторые знания и умения необходимы. Речь, скорее, идет об уязвимости того, кем пытаются манипулировать. Манипулирование, как правило, построено на слабостях или пороках человека. Основные из них – это страх и алчность. Отсюда обману и манипулированию больше подвержены неуверенные в себе, наивные, жадные и одинокие люди.

 А техники так называемого нейролингвистического программирования тоже включают в себя манипулирование или это нечто другое?

– Нейролингвистическое программирование (НЛП) является системным набором психологических способов исследования и воздействия на так называемый внутренний опыт человека – ощущения, переживания, состояния, настроение. Этот набор инструментов развивает умение оказывать влияние на чувства и эмоциональные реакции людей. НЛП часто применяется на различных тренингах, например с целью увеличения продаж. На мой взгляд, действительно, НЛП имеет немного негативную репутацию и у людей часто ассоциируется с манипулированием другими. Это связано с тем, что фокусом этих приемов было выбрано изменение опыта и поведения другого человека. Однако значение и влияние этих техник, на мой взгляд, сильно преувеличено.

 Не секрет, что некоторые люди применяют подобные приемы в бизнесе. Как вы считаете, допустимо ли их использование или это в принципе неприемлемо?

– Любой бизнес построен на взаимодействии с людьми. А это требует способности с ними договариваться. Чем успешней вы это делаете, тем успешней будут ваши дела. Умение договариваться требует хорошей коммуникативной компетентности и умения отстаивать свои интересы. А интересы в бизнесе определяют все. Где есть интересы, там и разные приемы для их достижения, а значит, и манипулирование среди них. Приемлемо манипулирование для достижения собственных интересов или нет, может относиться только к нашим собственным ценностям. Какие средства для этого выбираются, будет определяться как раз набором этих ценностей.

Для достижения своей цели манипуляторы используют следующие приемы: снижение критичности адресата воздействия, повышение собственного ранга в его глазах. Также они стремятся отвлечь внимание жертвы, ограничить его на «своей» проблеме, изолировать человека от других людей… Нередко встречается и психологическое давление. Оно может выглядеть как перехват инициативы и введение своей темы, сокращение времени для принятия решения (как говорится, чтоб не дать опомниться). Вот лишь некоторые наиболее часто используемые приемы, позволяющие поставить человека в более уязвимую позицию:

– задобрить;

– обнадежить;

– разозлить;

– напугать;

– искусить;

– подкупить;

– шантажировать;

– унизить;

– льстить и т.п.

Ожидание какого-то конкретного поведения от других людей ставит нас в более уязвимую позицию. В этом смысле полезно прислушиваться к собственному восприятию ситуации и своим собственным переживаниям.

 Существуют ли эффективные тактики либо приемы противостояния манипулированию, возможно ли их освоить самостоятельно?

– Конечно. Самый эффективный способ самозащиты – это повышение собственной коммуникативной и психологической компетентности. Это позволяет человеку жить своими собственными целями, а не навязанными извне. Важно помнить, что у нас всегда есть выбор, как отреагировать на то или иное предложение. Это выбор зависит от нас, поэтому особенно бояться не стоит. Нужно просто знать, как с этим обращаться.

Один известный психотерапевт Льюис Волберг как-то сказал: «Обращение одного человека за помощью к другому является самым великим феноменом человечества». Человек, которому не к кому обратиться или который не позволяет себе этого, находится в гораздо большей опасности, чем другие.

У меня есть два простых, но эффективных совета. Как только вы чувствуете сомнение и неуверенность в правильности принимаемого решения, возьмите время, чтобы все взвесить и обдумать. Если вам этого времени не дают, то сразу говорите «нет», отказывайтесь. Второе: поговорите с кем-нибудь об этом, посоветуйтесь. Даже если вы останетесь при своем мнении и решении, возможность поговорить и озвучить вслух свои мысли серьезно помогает сделать выбор осознанней, а не под давлением эмоций.

Кроме выше перечисленного, при общении с манипулятором имеет смысл задавать вопросы, чтобы выиграть время и получить подтверждение некоторым своим предположениям.

Помните, манипуляторы – это просто люди, которым от вас что-то очень нужно, но которые прямо и честно по каким-то причинам вас не могут об этом попросить.

23.03.2012, 4950 просмотров.












Курсы валют ЦБ РФ
Дата 00:00 00:00
Доллар 0.00 0.00
Евро 0.00 0.00
Юань 0.00 0.00
Йена 0.00 0.00